Loading...

Длинношерстная акита

ДЛИННОШЕРСТНАЯ АКИТА
или как сложилась мировая история акиты

К сожалению, эта история берет свое начало от конфликта между Америкой и Японией. Огромная трагедия сказывалась не только на японском народе, но и на всей японской культуре и ценностях. Хотя заводчики породы акита работали невероятно усердно в эпоху после Второй мировой войны, чтобы вернуть породу к ее чистой родословной, рецессивный ген, который отвечает за длинную и пушистую шерсть, все еще присутствует у некоторых акит сегодня. По известным данным на сегодня Карафуто-кен (сахалинская хаски) почти вымерла, так как по состоянию на 2015 год в мире осталось всего 7 собак.

Откуда же взялся этот ген у акиты? И кто такие Карафуто-кен?

Карафуто-кен это рабочая ездовая, одна из древнейших пород, собака нивхов — это местный аборигенный народ Приамурья и Сахалина, чьё устаревшее название — «гиляки». Другие названия: сахалинский хаски, сахалинские лайки, гиляцкие лайки, по-английски – Sakhalin Husky, по-японски карафуто-кэн (Karafuto Ken 樺太犬). Японское название карафуто-кэн, что в переводе означает «сахалинский пёс», отображает местность происхождения.

Порода обладает высоким интеллектом, преданностью хозяину, смелостью, а также высокой выносливостью. Отличается спокойным и невозмутимым характером, редко проявляет робость. «Сахалинцы» могли противостоять медведю (одна из традиционных у нивхов охот — травля медведя собаками). Собаки помогали в охоте на морского зверя. Основная функция Сахалинской хаски — ездовая. «Гиляцкую» или Сахалинскую ездовую отличает: мощный скелет и лапы, приспособленные для движения по пересеченной местности и снегам.

Это крупная порода собак, рост кобелей и сук в среднем от 52 до 62 см, отдельные экземпляры могут достигать 70 см в холке. Сахалинский хаски – эта собака ездового типа и имеет растянутую колодку (то есть — более длинную, вытянутую), с крепким костяком и мощной развитой мускулатурой. Вес взрослой собаки от 16 до 20 кг. На лицевой части головы и на передней стороне конечностей шерсть короткая. Хвост поленом, реже — изогнут серпом и закинут на бок. Окрасы: чёрный, белый, серый, рыжий, коричневый, тигровый, нередко встречаются однотонные собаки. Как и другие арктические собаки, они имели волчьи характеристики, поскольку произошли от таймырских волков из России

У нивхов это культовое животное, и, в зависимости от цвета, играло различную культовую роль. Есть указание на то, что сахалинские гиляки особо ценили мощных спокойных собак тигрового окраса с грубоватой головой и заметно укороченным щипцом (признаки вероятного прилития крови мастифообразных собак). Согласно легендам нивхи, в рай нивха должен отвезти сахалинский хаски.

В 1920-40-х гг. «гиляцкая ездовая» использовалась в Красной Армии и считалась в СССР одной из лучших военных собак. В довоенные годы XX века Сахалинские хаски высоко ценились при обслуживании скоростной почтовой связи в регионах Крайнего Севера. Только две породы собак, сахалинский хаски и сибирский хаски, могли зимой добраться до стоянок и экспедиций, находящихся на большом удалении

В 30-е годы XX века началось преднамеренное истребление сахалинских хаски, за шкуру которых платили как за волчью. Связано это было с тем, что традиционная пища, которой кормили своих собак нивхи, состояла из большого количества красной рыбы. Государственные программы посчитали содержание таких собак слишком дорогостоящим и не имеющим дальнейшего смысла. Часть собак в этот период была вывезена с Сахалина в Японию, где и обрела свою международную известность, из-за которой страной происхождения этих собак в ряде источников указывают Японию.

По замечаниям кинолога Шершевского, «гиляцкая ездовая» относится к типу ездовой собаки, более отклоняющемуся к абсолютно скоростному, то есть собак несколько более легких, с более коротким туловищем, для которых характерным аллюром будет галоп. Движения спокойны, неторопливы, что создает ошибочное впечатление о её вялости. Упряжки амурских и сахалинских собак, обслуживавшие в XIX, начале XX века скоростную почтовую связь в устье Амура и материка с Сахалином и подвергавшиеся длительному отбору на скорость, являлись хорошими представителями этого типа ездовых собак.

Александровск сахалинский – здание почты. Почтовый тракт на котором служили карафуто-кен

В настоящее время почти исчезнувшая порода собак (к 2011 году остался один заводчик Сергей Любых на севере Сахалина в поселке Некрасовка). К счастью, сахалинский хаски, или карафуто-кен, как его еще называют, имеет то же происхождение, что и другие породы арктических шпицов.

Собаки породы карафуто-кен стали знаменитыми, когда в конце 50-х годов группа японских исследователей отправилась в экспедицию в Антарктиду с этими храбрыми собаками. Когда исследователям пришлось провести экстренную эвакуацию из-за непогоды, они оставили 15 этих ездовых собак, думая, что смогут забрать их через несколько дней. К сожалению, они не смогли этого сделать, и никто не вернулся, пока не прошел год, и, что удивительно, двое сахалинских хаски выжили, их назвали Таро и Дзиро, и они мгновенно стали национальными героями.

Это событие послужило основой для кинофильма «Антарктика» (другое название «Антарктическая история») (англ. “South Pole Story” – Nankyoku Monogatari (南極物語) в американском прокате: «Antarctica» — 1983 года режиссёра Корэёси Курахара. Позже по этому фильму, был снят американский фильм Белый плен. В честь погибших собак из этой экспедиции в Японии на народные деньги был поставлен памятник.

Чучело сахалинской лайки по кличке Дзиро
в музее Токио

Неясно, как собаки смогли выжить, так как по мнению экспертов средняя лайка может прожить в таких условиях не более 2 месяцев, еда же, оставленная на базе, оказалась вся съедена Таро и Дзиро. Впоследствии их судьбы — разошлись. Дзиро умер в Антарктике два года спустя в 5-й экспедиции в июле 1960 года. Таро был вывезен в Саппоро, в Университет на Хоккайдо, где и умер, в возрасте 20 лет, в 1975 году. Таксодермические останки героев были выставлены в качестве музейных экспонатов. Таро — в университете Хоккайдо, а Дзиро — в Токио, Национальный Музей Науки, в парке Уэно, рядом с чучелом знаменитого Хатико.

Имена пятнадцати ездовых собак породы сахалинский хаски (карафуто-кэн), участвовавших в японской экспедиции 1958 года:

Рики: Семилетний кобель с светло-серой шкурой и белыми отметинами, лидер упряжки. (Пропавший)

Анко: Трёхлетний кобель с коричневой шкурой и белой полосой на груди. (Пропавший)

Aкa: шестилетний кобель с темно-серой шкурой, имел тенденцию устраивать бои с другими членами команды. (Умерший)

Кума от Монбэцу: Пятилетний кобель с чёрной шкурой, белые носки и белая грудь, иногда служил в качестве ведущей собаки. (Умерший)

Kума от Фурэн: Пятилетний кобель с чёрной шкурой и пятнами — белое пятно на груди. Отец Таро и Дзиро. (Пропавший)

Пэку: Пятилетний кобель с коричневой шкурой, чёрная маска на морде и черные уши, похож на бельгийский Tervuren. (Умерший)

Горо: Четырёхлетний кобель с чёрной шкурой и белой полосой на морде, наподобие колли. Служил «колесами» собачей команды. (Умерший)

 

Дэри: шестилетний кобель с серой шкурой и чёрным пятном на спине в форме седла. (Пропавший)

Боти: Четырёхлетний кобель со светло-коричневой шкурой и волчьим аппетитом. (Умерший)

Моку: Четырёхлетний кобель с чёрной шкурой и белыми носками на передних ногах.(Умерший)

Дзякку: Четырёхлетний кобель с черно-белой шкурой, почти напоминающей колли. (умерший)

Куро: Пятилетний кобель с чёрной шкурой и белыми отметинами на морде, груди и ногах. (Умерший)

Сиро: Трёхлетний кобель с белоснежной шкурой, иногда служил в качестве ведущей собаки. (Пропавший)

Таро: Трёхлетний кобель с чёрной шкурой. Сын Kума от Фурэн и старший брат Дзиро. (Выжил)

Дзиро: Трёхлетний кобель с темной шкурой коричневого оттенка, с белым пятном на груди, и белыми носками. Сын Kума от Фурэн и младший брат Таро. (Выжил).

На фотографии выжившие собаки Таро и Дзиро

Между длинношерстной акитой и стандартной акитой есть некоторые различия. Первое различие очевидно: длинношерстная акита имеет более длинную шерсть с более густым мехом. Шерстяные также известны как немного более коренастые с более крупными костями. Что касается темперамента, некоторые люди утверждают, что длинношерстные акиты также более мягкие и любящие по сравнению со стандартными акитой, которые известны своей отчужденностью и независимостью. Поскольку карафуто-кен был невысокой и ширококостной собакой, длинношерстная акита также имеет некоторые из этих качеств.

Война

Когда приближалась Вторая мировая война японское правительство приказало уничтожить всех небоевых собак, для использования теплой шерсти собак для подкладки офицерской формы. Чтобы избежать этой участи, некоторые отчаявшиеся владельцы отпускали своих собак в надежде, что они выживут сами по себе, или скрещивали их с овчарками, которых не убивали из-за их военной роли. Постоянные американские бомбардировки, голод, необходимость теплой шерсти для японских военных и боязнь эпидемии бешенства, привело породу акиты к практическому уничтожению.

Но один любитель собак решил оставить двух ценных чистокровных акит живыми в сарае на своем отдаленном горном участке — даже несмотря на то, что его семья с трудом находила себе еду, чтобы прокормить себя. Инженер Mitsubishi Мори Саватаиси получил свою первую акиту в 1944 году, когда жил с женой и маленькими детьми в сельской местности Хатимантаи. Примерно в то же время японские власти убрали статую Хатико перед станцией Сибуя. Им требовался металл для военных нужд. К концу войны год спустя эти действия правительства оказались жутким предзнаменованием: выжило лишь небольшое количество акит, две из которых принадлежали Саватаиси. Саватаиси провел свою карьеру, строя электростанции в суровой снежной стране Японии. Возможно, неслучайно его привлекали те акита, которые демонстрировали сильный дух — своего рода самостоятельную, сфокусированную энергию. Горстка послевоенных заводчиков в Японии также должна была обладать сильным духом. Как и Саватаиси, они тщательно работали над восстановлением своей потрепанной войной породы, планируя пометы и организуя выставки собак.

Но благие намерения были не единственным требованием для восстановления породы акита. Поскольку осталось так мало акит, заводчикам пришлось скрещивать своих собак с чужими собаками, чтобы расширить генофонд. Карафуто-кен («сахалинцы») использовались японцами для реконструкции породы акита. Именно кроссбридингом с ними объясняются возникающие иногда длинношерстные акиты.

Также использовались собаки породы Айну-кэн (яп. 北海道犬 хоккайдо-кен), эти собаки пришли на остров Хоккайдо с айнами, вытесненными на север переселенцами с Корейского полуострова в период Яёй.

Народ  Айну со своими собаками

Не исключено что приливались и крови тигровых Каи-кэн с более длинным стройным телом и головой лисьего типа (Shika-inu-gata), и с более коренастым телом и головой медвежьего типа (shisi-inu-gata). Теперь в Каи Кэн Аигокай уже не используют выражения «медвежий тип» и «лисий тип», а описывают их как «круглое лицо» и «длинное лицо.

Некоторые японские заводчики обратились к линии Ичиносеки, названной в честь богатого землевладельца, чьи собаки несли кровь массивной и впечатляющей тоса-ину. Эту местную бойцовую собаку скрещивали с мастифами в 1850-х годах, когда Япония открылась Западу.

Другие заводчики выбрали линию Дева (Dewa). Эта семья включила в себя скрещивания немецких овчарок, популярные во время обеих мировых войн. Ее самая известная собака, Kongo-Go, вскоре стала одним из самых популярных производителей послевоенной эпохи, рекламируемым как «национальное достояние».

К концу своей жизни Мориэ Саватаиси вывел или обучил около 100 акит в своем отдаленном горном доме, все с вдохновляющими именами, такими как Принцесса Победы, Сто Тигров и Три Удачи (который, к сожалению, не оправдал своего имени, будучи отравленным владельцем-соперником). Но в ходе любой индивидуальной программы разведения — или любой породы, если на то пошло — такие трагедии, однажды оплаканные, только укрепляют решимость человека продолжать. Сегодня акита — популярная и устоявшаяся порода во всем мире.

Ташибана (Tachibana) – одна из немногих чистокровных сук породы акита, переживших Вторую мировую войну. Её образ вдохновил японских дизайнеров на создание почтовой марки