
Акита, охотящаяся на кабана в Европе
Фото предоставлено Крисом Стэнли из Moonlight Akitas

Акита охотится на медведя Йезо
Легенда гласит, что 500 лет назад японский эквивалент барона впал в немилость у императора Японии. Он и его семья были сосланы на один из отдаленных островов Японии. Этот остров был захвачен медведем Йезо (медведь, обитающий в Японии, весом до 500 кг). Для того, чтобы справиться с этой проблемой, он решил создать новую породу собак, соединяющую в себе два вида – волка и предка современного мастифа. С помощью этой новой крупной породы собак он смог уничтожить на острове большого медведя Йезо. Эти гигантские собаки очень похожи на медведей, которых они разводили для охоты. Черная маска пегой акиты особенно похожа на медвежонка Йезо-подростка, скорее всего, это не случайно.
Несколько лет спустя барон подарил императору многих из этих собак. Император был так увлечен этими собаками, что не только вернул барону его землю и положение, но и постановил, что с того дня и впредь каждый из его воинов-самураев должен держать своих собак. Говорят, что на пять столетий эта удивительная собака стала неотъемлемой частью культуры императорских самураев, и только императорским самураям разрешалось их держать.
Были ли они выведены самураями или нет, одно можно сказать наверняка, они ведут себя как самураи, которые, возможно, их породили. Они бесстрашны, и их преданность не имеет себе равных.


Император Тайсё с двумя своими собаками,
1899 год
Вокруг современной истории акиты ведется много споров.
На рубеже 19-го века император Тайсё, который был особенно неравнодушен к этим гигантским акитам, постановил, что все японцы, а не только королевские особы, могут держать этих собак, подарив их японскому народу.
Эти собаки настолько хорошо ладили с детьми, что в рыбацких деревнях Японии родители уходили на рыбалку, а акита оставалась дома и заботилась о детях, оберегая их и не давая выйти из дома.

Акита с двумя детьми, 1927 год
На рубеже 20-го века два крупных события нанесли ущерб популяции акит. Собачьи бои были очень популярны в провинции Одатэ, что привело к скрещиванию акиты с японской бойцовской собакой тоса. Это скрещивание привело к появлению собаки внушительных размеров и агрессивности, широко использовавшейся, когда собачьи бои были популярным видом спорта в Японии, и привело к ухудшению классических типов традиционных японских собак.
Собачьи бои были настолько популярны в то время, что стали социальной проблемой в обществе того времени. Были организации, которые организовывали крупные мероприятия и платили за вход. Он стал быстро развивающимся бизнесом как зрелищный вид спорта и в конечном итоге был запрещен местным правительством в 1909 году. Кроме того, на рубеже веков в Японии произошла вспышка бешенства со смертельным исходом, было зарегистрировано более 3000 случаев. Собаки, как здоровые, так и больные, были забиты до смерти.
В 1914 году император провел в Токио выставку собак Одатэ-ину. После этой выставки люди в регионе Одатэ начали замечать ущерб, который импорт собак наносил традиционным породам японских собак. На самом деле первоначальные линии Одатэ-ину (собаки, которые позже будут известны как акита) практически исчезли. В 1915 году мэр Одатэ начал движение за прекращение межпородного скрещивания и сохранение оригинальных пород японских собак. Это привело к принятию в 1919 году закона о защите японских собак в провинции акита и объявлении этих собак памятником природы Японии. Это дело отстаивал доктор Шозабуру Ватасэ в 1920 году. Только в 1931 году девять собак были наконец объявлены памятниками природы, найденными командой реставраторов, возглавляемой доктором Токио Кабураги.
В 1927 году мэр города Одатэ в префектуре Акита организовал Акита-ину Хозонкай (АКИХО), чтобы сохранить оригинальную акиту как национальное достояние путем тщательного разведения. Нихонкэн Хозонкай (НИППО) (общество сохранения исконных японских пород) было создано в Токио в 1928 году. В 1931 году акита была официально объявлена памятником природы Японии.
4 октября 1932 года в Asahi Shinbun (газета Асахи) была опубликована реальная история о верном псе Хатико — одной из самых почитаемых японских акитов всех времен — тронула сердца не только любителей, но и японцев в целом. Имя Хатико стало известно по всей стране, и его порода, акита, также оказалась в центре внимания.
Однако, когда порода стабилизировалась на своей родине, Вторая мировая война поставила акиту на грань исчезновения. В начале войны собаки страдали от нехватки питательной пищи. Затем многие были убиты, чтобы их съело голодающее население, а их шкуры использовались в качестве одежды. Наконец, правительство приказало убить всех оставшихся собак на месте, чтобы предотвратить распространение болезни. Единственный способ, которым обеспокоенные владельцы могли спасти своих любимых акитов, — это отпустить их в самые отдаленные горные районы. Там выносливость породы и обостренные охотничьи инстинкты помогли им пережить военные годы.

Есть история, рассказанная многими американскими ветеранами Второй мировой войны, что, когда американские солдаты оккупировали Японию, акиты вышли из укрытия с холмов Японии и подружились с солдатами. Правда это или нет, но одно можно сказать наверняка: американские солдаты вывезли контрабандой сотни акит из Японии по возвращении в США. Именно эти собаки в первую очередь стали основой для стандарта Американской кинологической ассоциации (AKC Akita), также известной как американская акита. Акита «Татибана» (одна из очень немногих чистокровных акит, переживших Вторую мировую войну) использовалась на японской почтовой марке.
В годы оккупации после войны порода снова начала процветать благодаря усилиям многих, в том числе Морие Саватаиши. История рассказана в книге Марты Шерил «Человек-собака: необычная жизнь на далекой горе». Впервые акиты были выведены из-за стандартизированного внешнего вида. Любители акиты в Японии начали собирать и выставлять оставшихся акит и производить пометы, чтобы восстановить устойчивое количество породы и подчеркнуть первоначальные характеристики породы, затуманенные скрещиванием с другими породами.